Критерии анализа и оценки выполнения скульптурной работы
Захлебин И.С.



Соответствие выполненной учащимся композиции поставленному для работы заданию определяется через оценку параметров, перечисленных в основной части документа.
По условиям рабочей программы в отчетный период выполняется три работы в группах первого и второго курса и две работы в группах третьего курса.
Инструменты проверки и контроля соответствия параметров;
циркуль измеритель, отвес, две линейки для измерения лицевого угла.

• Полное выполнение учебной программы, отсутствие ошибок и соответствие выполненной работы поставленным требованиям соответствует отличной оценке (5).
• Неполное выполнение учебной программы (две и менее) и менее работ, отсутствие ошибок и соответствие поставленным требованиям соответствует хорошей оценке (4).
• Полное выполнение учебной программы с наличием в выполненных работах двух и более критических ошибок соответствует оценке работы не выше удовлетворительно (3).
• Неполное выполнение учебной программы (две и менее) работы с наличием в выполненных работах работе двух и более критических ошибок соответствует оценке работы не выше удовлетворительно (3).
• Неполное выполнение учебной программы по уважительным причинам (отсутствие на занятиях по состоянию здоровья, поступление на курс после начала учебного года, д.р.) не является критерием для снижения оценки за соответствующую всем поставленным требованиям работу.


Уровни освоения программы;

Высокий:
• способность работать самостоятельно;
• способность сосредоточиться на конкретной деятельности в течение занятия;
• хороший творческий потенциал - ученик способен свободно придумать и создать творческий и рабочий эскиз, любит свободные темы;

Средний:
• общая рассредоточенность внимания проявляется к середине
(первый перерыв) занятия;
• ученик не любит свободные темы, требует определенного задания;
• многократно просит повторно объяснить пройденный материал
• старается выполнять просьбы и рекомендации педагога;
• с удовольствием работает с материалом.


Низкий:
• плохая дисциплина;
• общая рассредоточенность внимания
• отсутствие способность к самостоятельной работе.
• игнорирование поставленной задачи и требований педагога.

В процессе работы, необходимо добиться ясного осознания обучающимися понятий скульптуры;
• Цельность формы,
• Архитектоника,
• Пластика,
• Пропорциональность,
• Наполненность формы,
• Равновесие,
• Симметрия – ассиметрия,
• Фактура и текстура поверхности,
• Волнообразное движение масс объемов,
• Вид и тип композиции,
• Силуэт.
Следует знать, что эти понятия, являются основными концептуально выраженными целями и задачами освоения науки и искусства скульптуры и не являются критериями оценки, выполненной обучающимися работы.

Критерии оценки работы, выполненной обучающимся;

Тема задания «Натюрморт» (выполнение в технике рельефа) выполненный в натуральный размер.


1. Размер и пропорции работы соответствуют поставленному в качестве модели натюрморту.
2. Плинт для работы над рельефом представляет собой прямоугольник соотношением сторон приблизительно равному листу формата А4 высота плинта равна 2-5 мм. Поверхность плинта натягивается, разглаживается линейкой до состояния равномерной плоскости. Оценивается аккуратность выполнения, не допускается упрощенное обмазывание дощечки пластилином.
3. Пропорциональность размера общей композиции по отношению плинту. Предмет или группа предметов размешается в центре, занимает приблизительно 60-70-процентов поверхности, композиция является центровзвешенной.
4. Натюрморт располагается с обозначением предметной плоскости.
5. Пропорции отдельных частей композиции находятся в соответствии с моделью.
6. Архитектоника - ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения находится в соответствии с моделью.
7. По всему силуэту натюрморта четко прослеживается высота рельефа, не допускается отсутствие толщины края формы предмета и его проваливание в предметную плоскость. Отсутствие толщины края рельефа (переход предмета к плинту под углом более 90 – 70 градусов) создает впечатление объемного предмета, разрезанного пополам, и является критической ошибкой, говорящей о непонимании учащимся принципов построения рельефа.

8. Конструктивность – предметы выполнены в соответствии с правилами лепки объёмных предметов (шара, куба, цилиндра), в работе присутствует конструктивная схема углов (граней, сломов) формы, плоскостей основных и второстепенных планов. Аморфность, отсутствие понимание конструкции является ошибкой.

9. Пластическая моделировка построения основных планов

Критической ошибкой является «аппликация» (вырезанные по контуру пласты материала равной высоты).
10. Построения объемов масс, зрительный эффект массы и весовых отношений.
11. Ритм, построение ритмических отношений, составляющих единое целое.
12. Силуэт, разработка силуэта предметной группы и каждого предмета в отдельности. Линия силуэта должна соответствовать поставленному натюрморту, линия четкая, лепка края линии мягкая.
13. Проработка фактуры поверхности, форма поверхности ровная, натянутая, ошибкой является «замыленная форма» - мятая аморфная поверхность с заглаженным поверхностным слоем.
Светотень, работа с поверхностью, когда обработкой поверхностной структуры материала достигается игра света на поверхности работы.
15. Аккуратность выполнения работы.
16. Время выполнения работы соответствует программе.



Тема задания «Натюрморт» (выполнение в технике круглой скульптуры) материал глина.
1. Размер и пропорции работы соответствуют поставленному в качестве модели натюрморту.
2. Плинт для работы над рельефом представляет собой прямоугольник соотношением сторон превосходящим следок (вертикальную проекцию объёмного изображения модели на 5-7 см.) высота плинта равна 4- 5 см. Поверхность плинта натягивается, разглаживается линейкой до состояния равномерной плоскости. Оценивается аккуратность выполнения, не допускается упрощенное обмазывание дощечки глиной.
3. Предмет или группа предметов размешается в центре, занимает приблизительно 60-70-процентов поверхности, композиция является центровзвешенной.
4. Пропорции отдельных частей композиции находятся в соответствии с моделью.
5. Архитектоника - ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения находится, находятся в соответствии с моделью.
6. Конструктивность – предметы выполнены в соответствии с правилами лепки объёмных предметов (шара, куба, цилиндра) в работе присутствует конструктивная схема углов (граней, сломов) формы, плоскостей основных и второстепенных планов. Аморфность, отсутствие понимание конструкции является ошибкой.
7. Построения объемов масс, зрительный эффект массы и весовых отношений.
8. Ритм, построение ритмических отношений, составляющих единое целое.
9. Силуэт, разработка силуэта предметной группы и каждого предмета в отдельности. Линия силуэта должна соответствовать поставленному натюрморту, линия четкая, лепка края линии мягкая.
10. Проработка фактуры поверхности, форма поверхности равная, натянутая, ошибкой является «замыленная форма» - мятая аморфная поверхность с заглаженным поверхностным слоем.
11. Аккуратность выполнения работы.
12. Время выполнения работы соответствует программе.
Тема задания «Композиция» (Люди или животные, выполнение в технике рельефа), также «Композиция» (выполнение в технике круглой скульптуры).

Параметры оценки соответствуют вышеизложенным критериям, к рельефу и круглой скульптуре.
Дополнением к анализу композиционной работы являются пункты:

• Конструктивно правильно сделанный каркас композиции.
Критической ошибкой является неустойчивость каркаса не позволяющая уверенной лепке композиции.
Плинт, является частью композиции, его соответствие поставленной задачи оценивается с общей архитектоникой.
• Дощечка, является частью каркаса, оценивается с точки зрения технологической конструкции, размер дощечки не является фактором оценки выполненной композиции.
• Архитектоника - ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения.
• Постановка фигуры в пространстве, вертикальная линия, проведенная от яремной ямки к плоскости плинта, проходит через середину стопыопорной ноги. Критической ошибкой является «заваливание» фигур и предметов композиции.
• Контрапост, горизонтальные оси проведенные через плечи и бедра и соответствующий им изгиб позвоночника проверяются по опорной ноге фигуры.
• Передача движения и пропорций - фигуры, позы, жеста выполняется в конструктивной, реалистичной традиции.
• Оценивается оригинальность композиции, копирование шаблонных сюжетов, образов, является поводом снижения оценки.
• Собственная интерпретация классических сюжетов
(материнство и т. д.) приветствуется.
• Яркое выражение, узнаваемость образа является качеством присущим отличной работе.
• Стилизация не противоречит конструкции, выполненная работа не должна быть «мультяшной» или аморфной.
• Взаимосвязь элементов композиции, или персонажей в двух и более фигурной работе, должна быть настолько прочной, что ни один из элементов композиции не может быть произвольно изъят без разрушения всей структуры композиции.
• Детальная проработка композиции и аксессуаров приветствуется,
но не является обязательной.
• Работа выполняется в размере не менее 15 – 20 см.

Словарь используемых терминов.



Предметная плоскость - плоскость, на которой стоит предмет
(она часто является одновременно и плоскостью основания).

Конструкция - происходит от прил. конструктивный, далее из лат. constructivus «служащий для построения, конструктивный», далее из construere «складывать; возводить»,

Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам.
Например, в архитектуре (как прародительнице этого термина) архитектоника является важнейшим свойством общей композиционности строения, зримым образом показывающее удельный вес и назначение основных конструктивных частей и отдельных материалов, из которых построено каждое конкретное здание. Архитектоника проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных.[1]
Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта).
Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.

Тектоника (искусство)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого. В применении к искусству термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции (например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.
Термин тектоника происходит от др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в дословном переводе означает «устроение» (или построение).[1]
В отношении искусства (или в целом эстетики) тектоника может быть названа видимой конструкцией целого, выраженной через членение и соотношение конструктивных (несущих) частей художественной или архитектурной формы.
Отсюда, понятие тектоничность — есть одно из важнейших свойств, определяющих степень (или зримость) отражения на поверхности формы её конструктивной основы (отчасти это понятие пересекается со структурой художественного целого. «Тектоничное произведение» в своём максимальном выражении имеет вид почти голой конструкции, к примеру, именно такого направления в качестве идеального образца придерживается конструктивизм и близкие ему течения (такие как футуризм, кубизм или супрематизм).
Однако не только конструкция. Равным образом тектоника может находить своё выражение и через свойства материала, из которого построено целое.
Тектоника в искусстве является понятием близкородственным, но более частным и узким, чем архитектоника, которая проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого: не только конструктивных, но и внешних. Однако, и тот, и другой термин проник в остальные искусства и науки именно из архитектуры.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies