Студия
"Живая глина"
Суббота, 18.11.2017, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Направления в скульптуре [1]
Статьи о скульптуре, монументальная пластика, пластика мелких форм, медальерное искусство, рельеф.
Декоративно - прикладное искусство [3]
Чеканка, ковка, ювелирное дело,
Общая информация [4]
О разном, размышления, история.

Главная » Статьи » Статьи о искусстве » Общая информация

Формирование УУД на основе обучения скульптуре.

Формирование универсальных учебных действий на основе обучения скульптуре.

 

Цикл перехода от объема к плоскости.

Репрезентативные системы, развитие у детей.

Круг обучения.

Аптайм и Даунтайм.

Алгоримы мышления. Активное творчество и ожидание пошаговых инструкций.

Практика.

 

 

 

Цикл перехода от объема к плоскости.

 

Существует спорная гипотеза развития истории

искусства - исторического цикла, перехода объемного восприятия произведений искусства к плоскостному, и вновь к объемному.

 

От груды камней накрытых медвежьей шкурой идет переход к графической линии контуру, описывающему край предмета.

 

Роспись на стене вновь наполняется объемом становиться рельефом, затем горельефом, и окончательно оторвавшись от плоскости становиться

«Круглой скульптурой»

 

В современном мире вновь идет переход от плоскости экрана, кино и кинескопа телевизора, к объемной 3Д графике повторяясь, на новом витке эволюции.

 

Возможно, скульптура как наиболее реальное представление бытия, сливается на этом этапе с виртуальным языком компьютера, предлагая нам новый путь развития человека в искусстве.

 

История развития человечества, повторяется в истории развития человека.

Большое в малом, малое в большом.

 

Почему же все-таки скульптура с этой точки зрения является первичным звеном в истории искусств.

 

Вторя теории волны, пишет  Б.Р.Виппер  в труде  «Введение в историческое изучение искусства»

 

 «После графики целесообразно обратиться к  ознакомлению со  скульптурой.

Не потому, что эти искусства родственны и близки друг другу.

Напротив, между ними  существует резкий  контраст,  они представляют собой  как  бы  крайние полюсы  изобразительного творчества: насколько графика  является отвлеченным

искусством (изображая трехмерное  пространство,  на плоском  листе  бумаги),

настолько  же  скульптура конкретна  и  телесна… 

 

… Поэтому есть смысл  рассматривать скульптуру раньше,  чем  такие  сложные,  труднее  поддающиеся  пониманию   и   анализу искусства, как живопись и архитектура»

 

 Б.Р.Виппер. Введение в историческое изучение искусства

 

 

Репрезентативные системы, развитие у детей.

 

Имеется три базовых канала, через которые, мы, получаем информацию об окружающем нас мире. Это зрение, слух и кинестетическое (телесное) чувство

По каждому из этих трех сенсорных входных каналов в нас непрерывным потоком поступает информация, используемая нами для организации собственного опыта.

 

Согласно исследованиям, проведенным психологами становиться понятно, что человек начинает свое развитие с предметно – объемной кинестетической системы.

Младшие школьники, в основном - кинестетики, а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система.

 

В средней школе прослеживается переход от кинестетической ведущей репрезентативной системы, к аудиальной и частично визуальной.

 

Поэтому так важна роль в скульптуры в обучении искусству и мастерству художника. Опираясь на наиболее развитую в данный момент систему, мы начинаем развитие всех сфер восприятия и можем говорить о формировании универсальных учебных действий. УУД.

 

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

 

Круг обучения.

 

Декартова систему координат с осями - осознание и компетентность.

Пересечение этих осей создаёт четыре сектора:

Это четыре состояния, в которых мы можем находиться по отношению к любому знанию или умению. Разберёмся подробнее.

 

Бессознательная некомпетентность.

Человек некомпетентен, и он не в курсе, что это так.

 Скажем, не знает, что вообще существует такая область знаний.

 

Сознательная некомпетентность.

Сознательная некомпетентность - это осознание границ своих сегодняшних возможностей.

Иногда это повод для их расширения.

Иногда - подсказка, что это дело лучше поручить профессионалу.

 

Сознательная компетентность.

Умение уже есть, но для хороших результатов всё ещё требуется всё сознательное внимание.

Фактически, любое новое для нас дело требует предельной собранности.

И это сфера сознательной компетентности.

 

Бессознательная компетентность.

 То, что вы можете делать, не задумываясь. Идти, бежать, есть, выполнять рутинную работу, читать, разговаривать на родном языке, проверять почту... Всё то, что мы делаем настолько хорошо, что подчас и не помним, что когда-то этому учились.

А ведь было время, когда у нас и взгляд-то сфокусировать не получалось.

В первые дни жизни.

 

Со значением секторов разобрались. Пришло время разобраться, как мы учимся. Или, пользуясь языком модели круг обучения, как мы переходим из сектора в сектор.

От первого состояния до четвёртого.

 

Сознательному пути соответствуют три перехода: мотивация, изучение, практика.

 

            Бессознательному пути - четвёртый – Копирование - прямой переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности. Внушение навыка. Здесь от нас мало что зависит. Только выбор человека, у которого мы будем учиться. Даже если он не профессионал в обучении, мы неосознанно перетянем с него нужные навыки прямым копированием поведения.

Так мы учились у родителей.

Практическая рекомендация здесь одна - старайтесь общаться с теми людьми, на которых вы хотите стать похожими.

 

Мотивация

 

Переход от бессознательной некомпетентности к сознательной.

Её же частенько называют проблематизацией, ибо это осознание своего незнания и неумения.

Это часто неприятно, а то и болезненно, но необходимо.

Чтобы решить проблему, нужно признать её существование.

 

Движение от сознательной некомпетентности к сознательной компетентности.

 

Собственно, обучение.

Вы наблюдаете за теми, кто получает те результаты, которые хотите получать вы.

Вы изучаете их опыт.

Вы вычленяете алгоритмы, пробуете.

 

Практика

Перевод умения в навык.

 

Достигается регулярной практикой.

При каждом удобном случае.

Каждый раз, когда это возможно.

Постоянно. С неизменным удовольствием от роста квалификации.

 

 

Аптайм и даунтайм.

Внутреннее и внешнее внимание.

 

Состояние, когда ваши органы чувств настроены на восприятие внешнего мира обозначается термином аптайм.

Состояние внешнего внимания.

"Глубоко задумавшись" - это хорошее описание такого состояния, известного под названием даунтайм. Всякий раз, когда вы просите кого-нибудь обратиться внутрь себя и визуализировать, представить, вы просите его погрузиться в даунтайм, состояние возникает тогда, когда вам необходимо помечтать, составить план, пофантазировать и подумать о новых возможностях.

 

Эти  состояния как инструменты, предназначены для того, чтобы делать различные вещи.

Не существует такой вещи, как неправильное состояние ума, существуют последствия его использования.

Они могут быть катастрофическими, если, например, вы пытаетесь перейти улицу с оживленным движением транспорта в том состоянии, в котором вы мечтаете, также сложно стараться придумать, образ композиции, будучи увлеченным  оживленным разговором.

 

 

Практика. 

 

Учебные задания и инструменты работы с состояниями сознания.

 

На примере модели, построенной на декартовых координат, можно представить концепцию построения программы обучения.

 

Внутреннее внимание и внешнее внимание с одной стороны.

 

Круглая скульптура и рельеф на другой оси.

 

Вводное занятие, направлено на формирование  учащегося базовых понятий работы с пространственно объемными формами.

Создание алгоритма мышления, актуализации фантазии  и начальных навыков её конструктивного воплощения.

 

Лепка Куба.

Знакомство с такими  понятиями как - конструкция, силуэт, прямая перспектива.

 

Лепка Шара.

 Наполненность  формы, силуэт, обратная перспектива.

 

Лепка композиции из произвольно смятого кусочка глины - воображение, творчество, силуэт, композиция.

 

На этом этапе задачей является, проблемная постановка задания, необходимо избегать пошаговых инструкций, поскольку это остановит творческий процесс.

 

Прямые инструкции могут касаться только технической, конструктивной стороны лепки.

 

Натюрморт - круглая скульптура, аптайм, внешнее внимание.

 

При постановки натюрморта, для круглой скульптуры, мы решаем задачи обучения работе с реальным предметом, устанавливаем четкую связь между восприятием предмета и его воплощением в материале, анализу его конструкции, восприятию пропорций, даем возможность проверить свой глазомер инструментом – циркулем измерителем.

Нужно настроить - «откалибровать» восприятие, довести этот навык до стадии бессознательной компетенции. Вот почему важна лепка натюрморта именно в натуральную величину и постановка задачи конструктивного разбора формы.

 

Натюрморт в рельефе.

 

В этом задании добавляется необходимость понимания законов рельефа, задача построения уплощенной формы, понимание её конструкции.

Нужно предложить ученику и обратный процесс – как бы выглядел круглый предмет воссозданный из его рельефа.

 

Даунтайм, внутреннее  внимание.

 

Композиция.

При работе с композицией необходимо дать возможность научится работе с внутренними образами.

Попросить пофантазировать, мотивировать к нахождению близких или волнующих ученика тем, (спорт, танец, профессия).

Попросить найти сюжет и его композиционное воплощение.

На этом этапе приветствуется работа над множеством поисковых эскизов.

При отбор эскизного материала, приоритет должен отдаваться выбору ученика, задачей педагога является, объяснение возможности конструктивного воплощения, объяснения правил композиционного решения.

При обсуждении композиций следует делать акцент на позитивной и конструктивной подаче информации, в определенных случаях критицизму следует предпочесть мягкий юмор, не акцентируя отрицательные моменты, предлагать путь их конструктивного преобразования.

 

 

Круг обучения педагога.

 

В отличие от ученика педагог должен пройти круг обучения своего предмета дважды.

Первый раз, изучая его.

 Второй раз для того чтобы иметь возможность обучать ученика, объясняя ему технические приемы, используя в своей работе образы и метафоры или демонстрируя свои навыки  и давая возможность ученику моделировать их на бессознательном уровне.

 

Есть два способа строить свою жизнь.

 

Один - оставаться в зоне собственной компетентности и никогда не выходить за её пределы.

 Второй - постоянно её расширять.

Выбирая второй путь, мы регулярно оказываемся неумёхами и новичками.

 

 Мы рискуем. Мы не правы. Мы смешны и беспомощны.

Но именно в этот момент мы растём и обретаем знания.

 

Процесс работы с пластическим материалом, не зависимо от поставленной задачи, является превосходным развитием систем работы мозга  и нейросистемы связывающей тело и разум человека в единое целое, развивающей мелкую моторику,  речь и пространственное видение.

 

В процессе работы необходимо добиться ясного осознания обучающимися

понятий скульптуры;

 

  • Цельность формы,
  • Архитектоника,
  • Пластика,
  • Пропорциональность,
  • Наполненность формы,
  • Равновесие,
  • Симметрия – ассиметрия,
  • Фактура и текстура поверхности,
  • Волнообразное движение масс объемов,
  • Вид и тип композиции,
  • Силуэт.

 

Начиная работу над любым заданием, ученики работают с предварительным эскизом и крайне важно в это время обозначить у них представление о конечной стадии работы, скульпторы, в конечном материале – бронзе, граните, мраморе

 

И возвращаясь к задачам обучения  скульптуре, мы должны создать;

 

Навык работы в состояниях внешнего и внутреннего внимания.

Навык свободного генерирования творческих образов.

Навык конструктивно воплощать в материале, полученные образы.

Умение собирать и творчески осмысливая перерабатывать иллюстративный материал.

 

Список не является окончательным и должен быть дополнен, каждым педагогом в процессе его творческой работы.

Захлебин И.С.

Категория: Общая информация | Добавил: skulptor (12.11.2016)
Просмотров: 3009 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта

Статистика

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru  


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017